Первая конно-спортивная школа в Липецке появилась в начале семидесятых годов. Организовал ее Юрий Григорьевич Конишевский. Профессорский сын, а его прадед был запорожский казак Марко Кынь. Жена тоже из казаков, только донских. Была директором школы в поселке ЛТЗ. Конишевский и сам был на этом заводе инженером-испытателем, устроился туда после войны, где воевал танкистом.
Умел Юрий Григорьевич и подковы гнуть и лошадей подковывать. Умел шить упряжь и ловко запрягать лошадей в спортивные беговые качалки Лошади в конюшне покупались на знаменитых конных заводах, некоторые с Хреновского, где Конишевский тоже некоторое время работал. Был спортивного вида, качался гирями причем регулярно. Его спортсмены мальчишки и девчонки тоже к спорту любовь стали высказывать — турник, брусья, регулярные упражнения для крепости рук. У каждого была своя лошадь, а кому не хватало, прикреплял младших детей к старшим.
Всегда ходил в папахе и в шинели, а летом в гимнастерке. И спортсмены также. Хромовые сапоги, солдатская форма. Тренерский конь, то есть конь самого Юрия Григорьевича Конишевского имел имя Риголетто. Цена 20 000 долларов. Покупали за счет средств НЛМК.
В 1981 году школа Юрия Конишевского дала показательное выступление на стадионе «Металлург». Впервые зрители двадцатитысячного стадиона увидели липецких конников в деле. Джигитовка, прыжки через препятствия. Девушки гарцевали на спинах лошадей, крутили шашками, скашивались, поднимали с асфальта оружие, прыгали через бревна. Парни джигитовали, да так, что зрители с мест вскакивали.
На фотографии: Впереди трое: Анжела Юнчик, Александр Щербаков, Татьяна Казачок, в тележке Юрий Конишевский, Анатолий Неклюдов, сзади: Вера Васейко и Ирина Наливкина.
Школа существовала два десятка лет и стала эталоном и даже толчком для других подобных школ. А Юрий Григорьевич Конишевский безусловно является основателем конного спорта в Липецке!
На фото: джигитовщики Александр Щербаков на Гласном, буденновская порода, и Станислав Чернышевич на Иссык-куле, ахалтекинская порода
Из книги Станислава Чернышевича:
Юрий Григорьевич не любил, когда я наступал ногой на ручку гири и раскачивал ее из стороны в сторону. Делал я это машинально, когда он рассказывал интересные факты из своей биографии. Слушал я его, буквально, открыв рот, так как он был очень классным рассказчиком. Рассказывал о лошадях, о себе. А потом неожиданно говорил, ну давай поднимай. И я качался этой гирей, а она была больше 32 килограмм. Вообще у нас все парни качались ей в конюшне. Это было взято за правило, ведь наезднику нужны крепкие руки, чтобы управлять конем.
Попал я на конюшню, так мы называли конно-спортивную школу в лагере «Прометей», в 14 лет. Она находилась в 45 километрах о Липецка и представляла из себя просторное помещение с денниками и комнатами для снаряжения и отдыха, а также загонами для выгуливание лошадей, так называемыми левадами. Лагерь «Прометей» гремел на всю страну и ходили слухи, чтобы он был третьим по популярности после «Артека» и «Орленка». Не знаю, правда это или не правда, а может быть липецкие власти просто хотели продвинуть узнаваемость Липецка за счет такой рекламы, но сама конюшня была хороша и ее величие и чистота поддерживалась нами ежеминутно.
Я был в этой школе новичком и первое, что мне бросилось в глаза, что на конюшне была только одна сутулая девушка. Все остальные — с невероятно красивой осанкой, как будто с картин лучших художников. Это потом я узнал, что за пару месяцев регулярных занятий конным спортом любая девушка может получить подтянутую попу, стройные ноги и идеально прямую спину. В конном спорте всегда в работе все группы мышц, поэтому для девушки, которая хочет быстро стать красивой в плане фигуры, верховая езда весьма полезна. Да вы наверное и сами знаете, как возбуждает слово — наездница, так как по сути это в основном всегда — эталон женской грации и привлекательности.
В школе я взял специализацию — джигитовка. Джигитовка происходит от слова – джигит, наездник, отличающийся отвагою, выносливостью, искусством управлять конём, и владеть оружием. Во время джигитовки храбрый всадник выполняет гимнастические и акробатические трюки, чтобы показать свою неукротимую смелость, а также порадовать народ.
Наша конно-спортивная школа представляла настоящий образец казачьей армии. Ночевка на конюшне и подъемы в пять утра для заготовки сена, под крики Юрия Григорьевича: Казаки, подъем!, обязательные хромовые сапоги, а также зарядки на речке и тренировки на турнике! Это делало из нас дисциплинированных подростков. Держались мы все за одного, и потому никто из лагеря с нами не связывался. Когда я возвращался домой в гимнастерке, пропахший специфическим конным запахом, пассажиры автобуса отходили подальше, а мой старший брат Дима, с которым мы ночевали в одной комнате, вообще лез на стену. В детстве его увлечениями был пятисот кубовый спортивный мотоцикл, а стена у кровати была обклеена различными байками. Там же лежали шлем и запчасти. Я же в свою очередь развешивал на стене плакаты с лошадьми, а также складывал у своей кровати дорогие коннику вещи – штаны с лампасами, сапоги и казачью фуражку.
Тренировки занимали у меня почти все выходные дни. Автобус приезжал в лагерь рано утром, и сразу бегом в денники на чистку лошадей. Денник — это место содержания одной лошади, ее персональная комната. Если лошадь тебя не боится в силу того, что давно знает, то чистка проходит без происшествий. Если испугается или неожиданно впадет в ярость, то может затоптать, ведь удары ее ног весьма сильные, к тому же копыта подкованы, а для более мощного нападения, она может вставать на дыбы и наносить удары сверху.
Моя самая первая чистка лошади едва не закончилась для меня травмой, потому что, как только я нагнулся, чтобы почистить ей скребком заднюю ногу, она коварно укусила меня ниже спины. Причем так сильно, что я едва не закричал. Зубы у лошадей крепкие, они перемалывают ветки и сухие кусты, потому могут оторвать и палец, если удачно для себя укусят человека за руку. Бывали случаи, когда лошадь хватала волка за загривок и подбрасывала вверх — настолько у нее сильная хватка зубами. Именно из-за этого надо кормить лошадей с раскрытой ладони, куда и класть угощение, а не как кошек — двумя пальцами.
С этой лошадью, которую звали Креолка, связаны многие интересные истории. Дочь орловской рысачки и владимирского тяжеловоза она была добрейшей лошадью на конюшне и первые тренировки не обученные конники проводили, именно, на ней. Почему она меня укусила, ума не приложу, наверное, для знакомства. Потом, когда она родила дочку Кроху, я присутствовал при родах. А у лошадей так — родившийся жеребенок, сразу признает членами семьи того, кого видит вокруг себя во время рождения. И мы стали друзьями, Крелока уже меня не кусала, а Кроха даже любила.
На фото: Станислав Чернышевич с Креолкой и ее дочкой Крохой
Кстати, если вы смотрели вестерны, то видели, что все уважающие себя индейцы заскакивают на коня, именно, сзади. Залезь в седло, неторопливо сунув ногу в стремя, у нас на конюшне считалось делом обыденным. А вот, запрыгнуть на лошади сзади, как это делается на физкультуре в школе при прыжке через козла, вызывало уважение.
В тот день, когда это упражнение начал осваивать я, половина наших девчонок сидела на леваде. Левада – это специальный загон, где выгуливают лошадей, выпущенных из конюшни. Нельзя сказать, что запрыгивание на круп лошади сзади — это очень сложный трюк, но дело в том, что она тебя не видит и, поэтому, может от испуга поджать задние ноги, а то и вовсе лягнуть так, что ты в полете сметешь и леваду и всех девчонок, которые на ней сидят.
Поэтому, я и выбрал Креолку, которая имела наиболее смирный характер. Посмотрев на девчонок и убедившись, что они наблюдают, я быстро разбежался и прыгнул на лошадь, но едва я коснулся ее крупа руками, как она присела, и я соскользнув с ее спины вверх ногами, упал и сильно треснулся копчиком об землю. Мне было довольно больно, а вот левада содрогнулась от смеха. Так устроен мир, что когда кто-то громко падает, половина людей рядом громко смеется
Как я уже рассказывал, я выбрал в конно-спортивной школе специализацию — джигитовка. Мы стали друзьями с двумя братьями близнецами Сашей и Володей Куриловыми и, часами проводили время на турнике, параллельно изучая искусство джигитовать.
На фотографии: Владимир Курилов. Гена. Анатолий Неклюдов. Таня Казачок. Александр Щербаков. Станислав Чернышевич
Джигитовка — очень трудная специализация, но только джигитуя, ты можешь понять, на что реально способен конь и ты сам. Освоил я джигитовку быстро, так как у меня был опыт на дворовом турнике, я свободно крутил солнышко, делал разные склепки и силовые на две. Я ходил еще и в цирковой кружок и в дзю-до, так что увидев мои успехи тренер взял меня на выступление на стадионе «Металлург». А там битком народа.
В Липецке был праздник «День Металлурга». Не стану скрывать, нас ждали. так как мы были заявлены. Сначала наши ребята проехались по кругу, размялись и лошадей размяли. А потом выступала Таня Казачок. Ее номер был очень сложный. Она работала с шашкой, стояла на спине коня, скашивалась. Дальше Ирина Наливкина показывала танец на Иссык-куле, гарцевала, и Саша Щербаков проскакал с шашкой, покрутил ее довольно эффектно, еще ребята выступали, делали стойку вниз головой, опрокидывались на спину, махали шашками. Народ стал заводится.
И вот Юрий Григорьевич кричит мне — давай, не держи узды, отпусти коня. В смысле джигитуй.
Для меня это вступление было первым. Но все равно азарт уже появился. Двадцать тысяч человек смотрят, привстав с кресел, и джигитовать то надо не по кругу, как в цирке, а по прямой линии. Стадион имеет беговые дорожки длиной в 400 метров, из них две стометровки. Это значит конь разгонится до 80 километров час. Упадешь — ударишься об асфальт, словно лицом в столб на машине. В цирке, когда он скачет по кругу, такой скорости нет, там она в два раза ниже. Потому там проще намного, а здесь настоящее испытание.
Вообщем, вольная джигитовка получилась у меня. Едва я пришпорил коня каблуками, хотя шпор не было, так как на джигитовке я их не одевал на сапоги, он понесся от ворот стадиона прямо на первую прямую. Вдоль зрителей. Я бросил уздечку и схватился за переднюю луку седла. Конь, почувствовав свободу и ошалев от криков толпы, понес в карьер. Что такое в карьер — объяснять не надо! В вестернах показывают гонки, когда одни убегают, другие догоняют. Лошадей никто не держит. Или скачки — то же самое. Вообщем бешеная скорость. И вот на такой скорости мне надо было работать.
За стомеровку я успел два раза спрыгнуть. Делается это так — спина назад на седло, переносишь правую ногу через шею лошади и спрыгиваешь на землю, отталкиваешься и тебя бросает в седло назад. Только в этот раз нога летит через круп и ты в седле. Главное не отпускать руки от луки седла, или упадешь и размажет по асфальту, так как внизу он проносится, как точильное колесо. На повороте снова заводишь коня криками, потому что ты уже в эйфории, и снова несешься по второй прямой линии под 80 километров в час! И снова два прыжка И чем выше скорость, тем сильнее тебя подкидывает вверх, после того, как ты отталкиваешься от земли. На высокой скорости это очень великолепно смотрится!
Я не рассчитывал, что стадион меня встретит такими овациями. И на второй круг не был готов. Однако Юрий Григорьевич прямо на повороте закричал: Стась, ты работал, как ! Давай еще!
На фото: Станислав Чернышевич
А силы у меня рассчитаны были только на один круг. Пришлось взять волю в кулак. Первую стометровку опять прошел на ура, уже все встали смотреть, ревел весь стадион. А на второй прямой линии, после схода, ногу не удалось через круп забросить, и я повис на седле. Уздечку не держу, вишу, поджав ноги, а конь несет, как будо гонит от волков, зато краем глаза видишь, что стадион рукоплескает, как в Коллизее. Думаю, сейчас сорвусь и все себе переломаю. Но нашел в себе силы и еще раз оттолкнулся от асфальта ногами, так и залетел в седло. А так как я висел на коне долго, прижавшись к нему, как к родной маме, почти всю стометровку, то полет в седло получилось очень эффектным. А у ворот стадиона мне удалось схватить уздечку и остановить заведенного толпой коня. Но он разгоряченный меня не слушался и встал на свечку. Я едва не рухнул вниз, уже обессиленный, но падать было нельзя, на кону стояла честь школы. Вцепился в гриву и ногами крепко обхватил, прижался, не оторвешь. Конь успокоился и я сразу его отблагодарил. стал гладить.
Вера Васейко на Сапфире и Ирина Наливкина на Иссык-Куле
Татьяна и Ирина Наливкина делают проезд на стадионе «Металлург» стоя
Ирина Наливкина на Иссык-Куле
Ирина Наливкина прыгает через препятствия на стадионе «Металлург»
Ирина Наливкина и Татьяна на тренировке
Конники с Юрием Григорьевичем Конишевским
Вообщем, зрителей я порадовал, первое выступление стало очень красивым. Кстати, помогли тренировки — прыжки через барана. У нас на конюшне был баран, довольно боевого настроения. Увидит тебя и сразу несется бить рогами. В это момент я бежал ему на встречу и прыгал через него ласточкой. Приземляешься на руки и кувыркаешься через голову на ноги. Очень эффективный метод тренинга для силы и ловкости. Но один раз баран понял, что когда я через него прыгаю, ему надо всего лишь поднять рога, чтобы меня достать. И вот он разгоняется, несется, я бегу ему навстречу прыгаю через него ласточкой, а он в этот момент поднимает голову и бьет меня в ноги. А я естественно в полете от этого удара делаю двойное сальто, меня так закручивает, что упал на спину. Вообщем, пока я приходил в себя, еще лежа, смотрю он несется меня добить и здесь я уже почти по звериному как-то вскочил, как-то угнулся.
На фотографии: Елена Колпакова, Люда Иванова, Юрий Григорьевич Конишевский. Прыгает Ирина Наливкина
А потом на празднике за стадионом наши девочки устроили шоу с прыжками. Вера Васейко разогналась на Сапфире, но он не смог взять препятствие, И разнес их грудью, разметал в стороны. Народ завизжал, Вера вместе с конем рухнула, хотя и крепко уздечку держала, но среди пыли и песка, Сапфир запаниковал и стал метаться. А у Юрия Григорьевича — закон. Если с коня упал, должен снова сразу же залезть и снова сделать то, что задумал, или начнешь боятся. И конь поймет, что ты боишься. Вера снова зашла на прыжок и перепрыгнула. А зрители уже почти на стенах висели. Гром аплодисментов. Потом Ирина Наливкина прыгала. Но у нее всегда все получалось, она тренированная и решительная. Отпрыгала здорово. На том же коне прыгала, чтобы закрепить успех.
В эту конно-спортивную школу я ходил семь лет. Прямо до армии. И каждая тренировка на протяжении семи лет — это джигитовка. Через какое-то время, мне стало казаться, что я могу перепрыгивать через автомобили прямо на проезжей части. Джигитовка очень развивает силу ног. Если посчитать, сколько я прыжков сделал на коня за семь лет, то, наверное, сотни тысяч. По моему, это лучший спорт на свете. Главное, понимать коня, и тогда он станет тебе другом.